SEVENCO.RU
Горьковское водохранилище.
Юрьевец сер. XIX в. мало чем отличался от других заштатных провинциальных городов. В путеводителе «Волга от Твери до Астрахани» (1857 г.) говорится: «Город беден, жители занимаются мелочной торговлей по базарам, ткут также холсты и прядут лен, но бурлачество избирают предпочтительно перед иными промыслами. Промышленность незначительна». Горожан привлекала работа, она позволяла за короткий период лета заработать больше, чем от скудной годовой работы на селе или на фабрике. Юрьевец становится одной из бурлацких столиц Верхневолжья. Из 20 тысяч нанимающихся бурлаков в Костромской губернии 15 тысяч были с «нагорной стороны» Юрьевецкого уезда. Нанимались в артель ранней весной, когда крестьянская семья особенно нуждалась. В артель шли лет с 12-ти, исполняя сначала обязанности кашеваров. Памятным местом совершения бурлацкого обряда - посвящение в бурлаки, является «Жаренный бугор». По воспоминаниям наблюдавших за этим братьев-художников Чернецовых: «Это как при переходе через экватор. Бурлака бьют по спине лямками со словами: “Жарь его!” - пока он не вбежит на вершину Бугра». После подтопления Горьковским водохранилищем берега у деревни Ершиха овраг у Бугра стал любимым местом туристов.
Развитие пароходства на Волге и механизация обработки леса во 2-й пол. XIX в. сокращают бурлацкие и сезонные работы. С ростом парового флота бурлаки не расстались с Волгой - они уходили в матросы, лоцманы, нанимались грузчиками на пристанях. В городе и уезде интенсивно начинает развиваться промышленность. В 1871 г. построена льнопрядильная фабрика, затем пивоваренный, винокуренный, дрожжевой, красильный заводы, паровая мельница и пр. В 1894-1895 гг. столичная фирма «Э.Г. Брант и компания», откупив участок земли у Кривоезерского монастыря, построила напротив Юрьевца крупнейший на Волге лесопильный завод. Из старинных документов мы узнаем: «В городе торговых капиталов разных гильдий 51, в уезде 105, ветряных мельниц и толкачей 3400, маслобоен 230, ткацких станов более 3000. Ярмарок в уезде до 25 на несколько миллионов рублей золотом». Рыбой и пивом город обеспечивал все пароходы на Верхней Волге. Шесть пароходных компаний перевозили из Юрьевца до 4 миллионов пудов груза. Сплав леса по Унже и Немде достигал 8000 плотов строевого леса и 900 кошелей дров. Рост промышленности сдерживала острая транспортная проблема. Водный путь большую часть года был закрыт, гужевой транспорт не мог обеспечить возрастающий объем перевозок. Город нуждался в железной дороге, которая связала бы его с промышленным центром. Однако купцы города, боясь потерять рынок, отказывают инженеру Ф.В.Чижову в отчуждении земли под железнодорожный вокзал.