SEVENCO.RU





Основное меню






ВОКРУГ ЧЕБОКСАРСКОГО ЗАЛИВА

ВОКРУГ ЧЕБОКСАРСКОГО ЗАЛИВА

Создает образ Чебоксарского залива монумент Матери, расположенный на северо-западном склоне, который хорошо просматривается с любой точки залива. Его воздвигли в 2003 г. по чувашскому обычаю «Ниме» - народной стройки (авторский коллектив под руководством Президента Н.В. Федорова, скульптор В. Нагорнов). Монумент посвящен Чувашии в образе Матери-хранительницы, покровительницы и продолжательницы рода и истории. Женщина представлена в национальном костюме, голова покрыта хушпу - головной убор замужних женщин, а на груди монисто. Широкая лента вокруг постамента украшена чувашским орнаментом. В нижней части указано обращение на русском и чувашском языках: «Благословенны дети мои, живущие в мире и любви». Монумент органично вписался в архитектурный ансамбль залива, в авангарде новых строений, раскинувшихся вдоль западного склона.

Вокруг Чебоксарского залива

Территория вокруг залива стала любимым местом прогулок для горожан. Летом залив притягивает прохладой воды, восхитительными струями фонтанов, которые подсвечиваются в ночное время, а также трогательными лебедиными парами, обитающими в акватории.

Чебоксарское чудо - «фонтанный залив» Распахнул всем гостям ты объятья. Руки матери добрым теплом налились, Покровительно слившись в распятье.

Набережную залива продолжают украшать. К 80-летию Чувашской Республики на западном склоне залива была построена оригинальная лестница, ведущая к Чувашскому театру оперы и балета (архитекторы Р.А. Бегунц и В.А. Тенета). В отличие от традиционной компоновки театральных зданий здесь высотная сценическая часть расположена на стороне главного входа и является архитектурной доминантой в застройке западного склона залива. По контрасту с монументально-аскетичным фасадом внутри театр имеет дворцовый, торжественный характер. Зрительный зал на 1000 мест с учетом естественного уклона рельефа решен в виде амфитеатра. Первых зрителей театр принял в 1986 г. Чередование на фасаде высотной части здания светлого мрамора и вертикальных золотистых металлических пластин создает гиперболический художественный образ древнего музыкального инструмента - арфы. По обе стороны от лестницы, также напоминающей музыкальный инструмент, раскинулись панно из цветов и камней, на которых изображены гербы города и Чувашской Республики. Комплекс фонтанов, сооруженных на заливе, венчает вид на западный склон.

Вокруг Чебоксарского залива

На южном берегу залива находится Владимирская горка - историческое место, в XIX в. легкие суда поднимались по Чебоксарке до этой горки. В городе насчитывалось семь частных пристаней, а размещались они в основном в нижнем течении реки Чебоксарки, где суда могли разгружаться и забирать груз. В связи с сезонным характером работы волжских пристаней, в летнее время население города численно увеличивалось почти в два раза. Из административно-полицейских сведений начала XIX в. следует, что общее число прибывавших «для работ» превышало 2 тыс. человек.

На самой высокой точке Владимирской горки находится церковь Владимирской иконы Божией Матери - памятник федерального значения, построенный в 1720 г. из кирпича. В 1899 г. на месте мужской общины была организована Владимирская женская. При общине имелись церковно¬приходская школа для девочек-сирот, больничный корпус, а также действовали просфорная, живописная, чеканная, золотошвейная мастерские, где работали монахини. В 1924 г. община получила статус женского монастыря, его настоятельницей стала игумения Тамара (Сатси). Ее постигла трагичная судьба священнослужителей, не отказавшихся от веры.

В советский период храм использовался под различные хозяйственные объекты. В 1991 г. после реставрации церковь была передана Чебоксарскому Спасо-Преображенскому женскому монастырю. Церковь входит в комплекс храма Преображения Господня, в котором находятся реликвии монастыря: нерукотворный образ преподобного Серафима и икона игумении Тамары, причисленной к лику новомученников и исповедников России в 2007 г. На территории монастыря находится Дом причта церкви Владимирской иконы Божией Матери (1816). Это трехэтажное строение со множеством декоративных элементов с оригинальными карнизами и наличниками. Мастера щедро применили здесь фигурный кирпич.

Вокруг Чебоксарского залива

Белокаменная усыпальница купцов Ефремовых расположена на территории бывшего кладбища - своеобразный, не имеющий аналогов в регионе, памятник мемориальной архитектуры. В высоком цокольном этаже усыпальницы были установлены саркофаги П.Е. Ефремова и его жены Е.В. Ефремовой. Само здание, возведенное в традициях русского неоклассицизма, было часовней. В советские годы усыпальница использовалась под различные нужды, в 1991 г. часовня была передана Чебоксарско-Чувашской епархии.

Окидывая взором восточное побережье залива, вдоль которого в 2006 г. проложили Президентский бульвар, мы видим многочисленные дворцовые сооружения конца XX начала XXI вв.: Дворец детского юношеского творчества, новое административное здание Правительства Чувашской Республики (архитекторы Г.Г. Исакович, Т.В. Ижанова, В.Н. Филатов), здания Чувашской государственной филармонии и Чувашского государственного театра кукол, шатровое здание чувашского филиала «Росбанка» и Чувашского казначейства.

С юго-востока залив обрамляется Красной площадью. Смотровые площадки и подпорные стенки, бассейн залива с фонтанами, зеленые газоны с цветниками дополняют красоту любимого места массовых народных гуляний.

Недавно на ней появились скульптурные композиции уток, ставших символом города и присутствующих на его гербе. Свой первый герб город получил в 1781 г., его создателем был герольдмейстер А. Волков. Вот как описывалось его значение: «В верхней части щита герб Казанский: змий черный под короною золотою Казанскою, крылья красные, поле белое. В нижней - пять летящих в золотом поле диких уток, в знак того, что в окрестностях сего города оных очень изобильно». После 1917 г. славная традиция иметь городскую символику оборвалась, лишь в 1969 г. город обрел новый герб, его автором стал художник Э.М. Юрьев. В верхней части щита на красном фоне белыми линиями изображен чувашский орнамент, который состоит из трех стилизованных дубов, означающих прошлое, настоящее и будущее. Середина среднего дуба синего цвета с серебряными цифрами «1469», указывающими год первого упоминания о Чебоксарах. Верхняя часть отделена от нижней, синей части, зубчатой линией, напоминающей стилизованные волны, что демонстрирует географическое положение Чебоксар на берегу реки Волги. Нижняя часть герба сохранила символику первого герба. На синем фоне изображены силуэты пяти летящих уток.

Вокруг Чебоксарского залива

Красная площадь раскинулась перед Чувашским государственным академическим драматическим театром им. К.В. Иванова. Свой первый спектакль группа молодых энтузиастов под руководством И.С. Максимова-Кошкинского показал в 1918 г., а в 1920 г. коллектив начал действовать в Чебоксарах. Нынешнее здание театра было построено в 1961 г., архитектором был А.П. Максимов. Его зрительный зал рассчитан на 800 мест. Театр является образцом крупного общественного здания конца 1950-х гг., построенного по симметричной композиционной схеме. Оригинальность его архитектурно-художественному облику придает колоннада. Мощные колонны круглого сечения с капителями дорического ордера, объединенные общим антаблементом, придают зданию торжественность и монументальность. В дни массовых праздников фасад здания и площадка перед театром служат главной сценой для проведения городских торжественных мероприятий и концертов. Заметим, что Красная площадь практически никогда не пустует. Можно сказать, что она стала постоянно действующим общественно-культурным центром города.

Вокруг Чебоксарского залива

У театральной площади находится памятник классику чувашской литературы К. Иванову. Он был создан в 1995 г. скульптором В. Нагорновым к 105-летию поэта. 2015 год в Чуваши был назван годом К. Иванова. Его поэма «Нарспи» считается энциклопедией жизни чувашского народа, она переведена на 15 языков мира. Горожане любят и ценят поэзию. В городе действует литературный музей им. К. Иванова, расположенный на Ленинградской улице. Экспозиция музея охватывает период с зарождения чувашской литературы по настоящее время. Здесь проводятся тематические экскурсии, встречи с писателями и поэтами, литературно-музыкальные вечера.

Вокруг Чебоксарского залива

Немного поодаль, восточнее дамбы, у берега Волги расположена церковь Воскресения Христова (1758), которая открывает панораму набережной у речного порта и определяет архитектурный ансамбль городской застройки в долине реки Кайбулки. Русло реки Кайбулка было забетонировано и ныне река протекает глубоко под асфальтовым покрытием. Однако сохранилось естественное понижение - долина реки, которое постепенно застраивается. Самым старым сооружением этой части города является Воскресенская церковь - памятник культуры и архитектуры федерального значения. Удивительно, что церковь сохранилась до наших дней практически без изменений.

Вокруг Чебоксарского залива

В конце XVIII в. к основному объему, состоящему из четверика с апсидой, трапезной и колокольни, были пристроены два придела: большой - во имя Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и малый - во имя Чудотворцев Изосима и Савватия. С завершением строительства приделов храм приобрел оригинальную планировочную композицию, основой которой является монументальный, перекрытый сомкнутым сводом двухсветный четверик. Он завершается шатровой крышей и небольшой главкой на стройном глухом барабане. Западная часть здания замыкается шатровой колокольней. Воскресенская церковь в 1941 г. была закрыта для богослужения, в 1990 г. здание возвращено верующим.

Вокруг Чебоксарского залива

От церкви можно пройти к Волжской набережной, раскинувшийся перед Чебоксарским портом. В настоящее время это единственный порт в Чувашии, обслуживающий речные теплоходы.

Здесь на набережной встречают туристов и начинаются яркие экскурсионные программы. Стало традицией гостей города встречать в чувашских национальных костюмах, приветствуя на русском и чувашском языках. Площадь перед речным портом продолжает формироваться. В 2015 г. на площади появился памятник академику А.Н. Крылову - автору основополагающих трудов по теории судостроения. А.Н. Крылов родился в с. Висяга Симбирской губернии в 1863 г. Ныне это с. Крылово, расположенное на юго-западе Чувашии, в Порецком районе. В этом селе действует музей академика А.Н. Крылова. Именно он доказал, что причина гибели «Титаника» была связана с ошибками в конструировании, отсутствии курсовой устойчивости корабля.

Вокруг Чебоксарского залива