SEVENCO.RU
Графиня Софья Владимировна Панина (1871— 1956)
Графиня Софья Владимировна Панина (1871— 1956) — последняя частная владелица усадьбы Марфино — была неординарной личностью, одной из самых знатных и богатейших женщин России. Ее прапрадед граф П.И. Панин был известным полководцем, в 1770 г. взял турецкую крепость Бендеры, в 1774 г. поднявши восстание Е.И. Пугачева. Ее дед граф В.Н. Панин в течение 20 лет был министром юстиции. Ее мать графиня А.С. Панина происходила из рода промышленников-миллионеров Мальцевых. В 20 лет Софья вышла замуж за сына видного царского сановника, офицера, аристократа А. А. Половцева; по слухам, его матерью была незаконнорожденная дочь великого князя Михаила Павловича, воспитанная как подкидыш — приемная дочь богатейшего банкира A.Л. Штиглица. На ее свадьбе император Александр III был. посаженым отцом. Софья Владимировна отличалась решительным характером, смелостью в суждениях и делах, не собиралась быть многодетной матерью и погрязнуть в семейных делах. Она вскоре развелась с мужем, детей у них не было, окончила Высшие женские курсы в Петербурге и решила посвятить свою жизнь благотворительной деятельности. С.В. Панина обладала огромным количеством имений, нигде не выставляла мучительных условий и требований прислуге и крестьянам.
В 1892 г. она открыла бесплатную столовую для бедных петербургских детей, в 1903 г. построила на свои деньги Лиговский народный дом (тогда под Петербургом), в ко-тором обучались дети, были организованы воскресные вечерние курсы для женщин с 11 до 46 лет, работала обсерватория, организовывались художественные выставки, действовал Народный театр. С.В. Панина была председателем «Общества для пособия учащимся в городских народных училищах, «Общества дешевых помещений для. женщин, ищущих работы», членом ряда других благотворительных обществ. Она всегда помогала простым людям, сочувствовала тяжелым условиям жизни и труда рабочих. С.В. Панина организовала биржу труда, являлась пайщиком Московского художественного театра. Но С.В. Панина была членом масонской ложи (главной целью масонских лож в России было свержение государственного монархического строя и разрушение Русской православной церкви). Она одобряла и, если могла, поддерживала антиправительственные и другие дела капиталиста и также масона С.Т. Морозова. Она разделяла мнение партии кадетов, среди которых было немало масонов. Она стала гражданской женой масона НМ. Астрова (1868—1934), юриста, московского городского головы (1917), члена центрального комитета партии кадетов. После Февральской буржуазной революции 1917 г. С.В. Панина была деятельным членом партии кадетов. Во Временном правительстве с августа 1917 г. она занимала пост товарища (заместителя) министра призрения (т. е. социального обеспечения и здравоохранения), затем — товарища (заместителя) министра народного просвещения. При ее лидерской активной натуре, неистощимой энергии она была фактически первым лицом в делах призрения и просвещения, то есть де-факто (а не де-юре) она была министром призрения, потом — просвещения. Так что реально именно С.В. Панина — первая в мире женщина-министр (а не А.М. Коллонтай). Рабочие С.В. Панину уважали, среди них ее авторитет был непререкаем. Она не доверяла большевикам, вела себя смело и независимо, поскольку знача, что рабочие ее в обиду не дадут. Она отказалась передать петроградскому совету находившиеся в ее ведении средства министерства просвещения, перевела их в иностранный банк, откуда они могли быть выданы только «законному режиму». С.В. Панина была арестована представителями Чрезвычайной Комиссии поличному приказу вождя большевиков В.И. Ленина, стала первой подсудимой Революционного трибунала. Открытый суд над ней состоялся в декабре 1917 г., тогда под окнами суда митинговали многочисленные рабочие, требовавшие учесть заслуги «народной графини» перед русским обществом. Суду пришлось ограничиться вынесением ей «общественного порицания». Ее освободили из-под стражи в зале суда. В 1920 г. она быт вынуждена эмигрировать — сначала во Францию, затем — в Швейцарию, потом — в США, где и умерла в возрасте 86 лет. Потеряв все свои несметные богатства и став, в общем, рядовой русской эмигранткой, она вышла замуж за русского эмигранта, до глубокой старости оставалась исключительно оптимистичной, жизнерадостной женщиной, всегда любила Россию и верила, в ее лучшее будущее.
Усадьба Марфино в 1918 г. была национализирована. В ней поначалу устроили детский дом, где жили бывшие беспризорники, которые все, что могли, в Марфине сломали, украли, изуродовали. Но многое до них из Марфина увезли. Художественные ценности вывезли в Исторический музей, музейный фонд, в хранилище в здании бывшего Английского клуба. Усадебную библиотеку в 15 тыс. томов увезли в Московский государственный книжный фонд; книги распределили между Румянцевским и Историческим музеями, а также библиотеками.
Церковный приход в Марфине действовал до 1937 г. На территории усадьбы в 1933 г. разместили военный клинический санаторий. Во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. в Марфине на территории санатория находился штаб 64-й отдельной морской стрелковой бригады Тихоокеанского флота. С 1941 г. бывшая усадьба Марфино принадлежит Министерству обороны РФ, в ней размещается сейчас санаторно-курортный комплекс «Подмосковье», его филиал «Марфино». Попасть на его тщательно охраняемую территорию непросто. В бывшей усадьбе «Марфино» временами снимают эпизоды кинофильмов; здесь снимали известный фильм «Стакан воды».
Архитектурно-художественный и ландшафтный комплекс Марфина представляет огромный интерес, доставляет редкое неизгладимое эстетическое удовольствие. Сохранились усадебный дом и два флигеля, в комплексе имеющие облик таинственного средневекового замка (флигели в 1940 г. разобрали из-за ветхости, а затем в точности восстановили), въездные ворота в формах псевдоготики (1837—1839), два жилых здания для псарей (псарни в стиле классицизма, вторая половина XVIII в.), конный двор (XVIII в.), каретный сарай (в стиле классицизма XVIII в.), церковь Рождества Богородицы (1701— 1707 гг., арх. В.И. Белозеров), Петропавловская церковь в стиле классицизма (1770-е гг.), парк с регулярной и пейзажной частями, с двумя живописными прудами. В парке сохранились две беседки — одна полуротонда (раньше — музыкальный павильон), другая двухъярусная, двухарочный кирпичный мост в стиле поздней псевдоготики, красивые лестницы, фонтан, у пруда белокаменная пристань с уникальными парными фигурами великолепных грифонов (фантастическое животное с туловищем льва, орлиными крыльями и головой орла или льва), есть даже милый памятник (в форме собаки) любимому псу бывших хозяев усадьбы. И.И. Левитан (1860—1900) запечатлел окрестности Марфина на картине «Вечер».
Особый интерес представляют в усадьбе ее храмы. Исключительную архитектурно-художественную ценность, не говоря уже о главной духовной ценности, представляет церковь во имя Рождества Богородицы. Это кирпичное с белокаменными деталями, центрическое, крестчатое в плане здание, увенчанное высоким световым барабаном, который покоится на четырех пилонах.
Фасады обработаны пилястрами коринфского ордера с резными белокаменными капителями. Выступы-притворы завершены фронтонами. В интерьере сохранилась роспись сводов и арок 1840-х гг. Петропавловская церковь — это центрический ротондальный храм, принадлежащий к редкому для конца XVIII в. типу церкви «под звоном». Над внутренней колоннадой двухсветной ротонды возвышается восьмигранный, перекрытый куполом барабан, служивший колокольней. Декор фасадов этого храма в основном выполнен из белого камня. Интерьер храма сохранил обработку в стиле классицизма.