SEVENCO.RU
Дмитровский музей заповедник.
Начало Дмитровскому музею-заповеднику было положено созданием Дмитровского историко-художественного музея и его предшественника — Дмитровского районного краеведческого музея, располагавшегося с 1926 г. в Борисоглебском монастыре, а с 1933 г. размещенного в интерьере Успенского собора (полностью закрытого как религиозный центр в 1930-х гг.). В 2002 г. основная экспозиция музея-заповедника «Дмитровский кремль» переехала из Успенского собора в новый выставочный центр; кроме него, музею принадлежат еще 9 зданий. В год музей-заповедник «Дмитровский кремль» посещают порядка 60 тыс. человек. Почти 100 лет назад (99 лет в 2017 г.) открыли для посетителей 1 мая 1918 г. «Музей Дмитровского края», организованный по инициативе местных учителей и работников Союза дмитровских кооперативов (создан в 1915 г., с 1918 до 1920 г. — Дмитровский союз кооперативов). Этот музей стал одним из первых краеведческих музеев, открытых в России. Первым заведующим музеем стал М.Н. Тихомиров (впоследствии крупный ученый, историк, академик, см. о нем рассказ далее). Большую помощь музею оказал в 1918—1920 гг. выдающийся ученый и общественный деятель князь П.А. Кропоткин, переехавший на постоянное жительство в Дмитров в 1918 г. Кропоткин не только деятельно помогал развитию музея, но и выступал с докладами на съездах местных учителей, на собраниях представителей Дмитровского союза кооперативов, поддерживал разнообразные связи с местной интеллигенцией.
В Дмитрове есть дом-музей П.А. Кропоткина. Князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921) был революционером, теоретиком анархизма, ученым — географом и геологом. Он участвовал в работе анархических организаций и искренне стремился к научно-гуманистической деятельности. П.А. Кропоткин обосновал широкое распространение древних материковых льдов в Северной и Средней Европе, был автором многих других научных трудов, написал воспоминания. Похоже, что жизнь в Дмитрове дала ему отчасти ощущение хоть какого-то спокойствия; жил он очень скромно, стремился в меру сил помогать и поддерживать нуждавшихся. Умер П.А. Кропоткин от голода в 1921 г. (см. о нем рассказ далее).
Дом-музей П.А. Кропоткина (Кропоткинская ул., д. 95) интересен как архитектурный памятник в стиле русского деревянного модерна и как мемориальное место. Этот рубленый одноэтажный небольшой особняк построил уездный предводитель дворянства граф Михаил Адамович Олсуфьев в 1896—1898 гг., дом стоял в глубине большого участка, был окружен садом, была ограда с воротами. М.А. Олсуфьев в 1918 г. предложил П.А. Кропоткину жить не в Москве, а в Дмитрове в его пустующем доме, где Кропоткин прожил до своей смерти почти 3 года (1918—1921), а его жена, потом вдова С.Г. Кропоткина (1856—1942) прожила в нем целых 24 года (1918—1942). Софья Григорьевна бережно сохраняла мемориальную обстановку его кабинета и спальни. В 1942 г. в этом доме разместили детский сад, методический кабинет городского отдела народного образования, городской отдел культуры; внутреннюю планировку, отделку, меблировку дома изменили. В 2004 г. удалось открыть единственный в мире музей П.А. Кропоткина — яркого плодовитого ученого-географа и теоретика анархизма. Экспонаты музея рассказывают о семье П.А. Кропоткина, его учебе, службе, экспедициях, жизни и деятельности в Дмитрове. Предметы быта позволяют представить атмосферу дворянского уездного дома конца XIX в. Представлены материалы о зарождении и развитии анархизма в России и деятельности его теоретика П.А. Кропоткина.
Недалеко от Городища находится второй по значимости архитектурный комплекс Дмитрова — ансамбль действующего мужского Борисоглебского монастыря. Этот монастырь получил посвящение в честь двух святых — страстотерпцев князей Бориса и Глеба — сыновей равноапостольного князя Владимира, покровителей русских княжеских родов, охранителей Русской земли, защитников и поддерживателей русского воинства.
Князья Борис и Глеб (убиты в 1015 г.) были сыновьями святого князя Владимира Красное Солнышко. Борис получил, в удел Ростов (Великий), успешно управлял своим княжеством, прославился благочестивым образом жизни, верностью Православию, а также как храбрый и искусный воин, поэтому его отец поставил во главе своего войска в походе против печенегов. Когда Борис был в военном походе, его отец умер, и тогда старший его сын — всего лишь усыновленный племянник — Святополк сам объявил себя великим князем киевским. Ситуация была не простая. У Владимира Красное Солнышко от 5 жен было 12 сыновей, в том числе и усыновленный им племянник Святополк. Владимир из всех своих сыновей больше всех любил Бориса и его младшего брата Глеба, их матерью была греческая царевна Анна, с которой он был связан законным христианским браком. Только Борису и Глебу Владимир оказывал предпочтение перед другими сыновьями, считал их законными по рождению, ведь только с их матерью он был соединен христианским, браком. Самым любимым сыном Владимира, но не самым старшим среди его сыновей был Борис, которому он и собирался передать престол: внезапная смерть помешала князю осуществить это. Усыновленный племянник князя Святополк подачками и обещаниями благ склонил, киевлян признать его, а не одного из кровных сыновей Владимира, великим князем.
Желая утвердить свое шаткое положение на троне, Святополк намеревался со временем избавиться от любимых сыновей князя Владимира — Бориса и Глеба. Зная сомнительные человеческие и деловые качества Святополка, дружина пыталась уговорить Бориса пойти походом на Киев и занять великокняжеский престол, но он не желал междоусобной войны и распустил свое войско. Святополк знал о более высоком, чем у него, авторитете Бориса, не поверил в его искренность и подослал к нему убийц. Хотя Бориса предупреждали о готовящемся нападении на него, он, подражая мученикам первых веков христианства, спокойно встретил смерть, когда убийцы настигли его во время утренней воскресной молитвы. После этого Святополк заманил к себе и умертвил также брата Глеба, который предпочел смерть междоусобной борьбе. Вероломство Святополка было наказано: его презирали и отвернулись от него, затем он бесславно погиб, в истории он остался как Святополк Окаянный. Люди помнили, как он организовал убийство трех сыновей князя Владимира — Бориса, Глеба, Святослава, как в борьбе за удержание власти он принял помощь своего тестя — польского короля Болеслава, который стал сам вершить все русские великокняжеские дела, как Святополк оказался в жестокой опеке тестя и соглашался с бесчинствами иноземцев в своем княжестве. Киевляне отвернулись от него, не хотели защищать его интересы. Святополк потерпел поражение он новгородского князя Ярослава, кончил свою жизнь в Богемских пустынях.