SEVENCO.RU

Основное меню

Воскресенский собор

Воскресенский собор

Облик собора формировался десятилетиями. Начальная дата его строительства - 1640-е годы, когда на средства жителей дворцовой Ловецкой слободы началось возведение шатровой церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери. К 1652 году храмовая часть с двумя приделами: во имя свт. Николая Чудотворца и свв. Бориса и Глеба, увенчанная шатрами, была практически построена. Об окончании работ и освещении церкви свидетельствует ныне бережно сохраняющаяся на западной стене нижнего храма надпись. Однако спустя восемнадцать лет, испросив разрешения у ростовского владыки, жители начали разборку церкви, шатры которой «расселись от тягости».

Поставив собор на старом фундаменте, мастера решили основную задачу распределения архитектурных масс, воздвигнув торжественное и нарядное здание.

Воскресенский собор город Тутаев

Размеры Воскресенского собора огромны: длина - 35 м, ширина - 30 м. Особенно поражает его высота: до вершины креста - 49 м 68 см. Это едва ли не в полтора раза выше соседней колокольни - 35 м 28 см, перестроенной около 1856 года.

Удивляет своей насыщенностью и разнообразием мотивов декор фасадов. В особенности роскошен южный фасад, обращенный к площади. Многочисленные профилированный нишки, изразцы, строенные бусинки в простенках паперти, спаренные арки с висящими между ними «гирьками», гребешковые и килевидные оконные наличники, гирлянды колонок, свисающие с многочастного дробного кар-низа, - всё пронизано духом какой-то по-венециански пышной роскоши. Возможно, поэтому среди местных жителей до сих пор бытует легенда об итальянских архитекторах, строивших этот удивительный храм.

Воскресенский собор город Тутаев

Вид на Воскресенский собор с запада Фрагмент декора западного фасада, где обычно изображается свадебная песнь царя Соломона, посвященная его возлюбленной Суламифи, что, согласно христианской интерпретации сюжета, представлялось как «обручение» Христа с Церковью.

Союз Христа и Церкови. Фрагмент фрески. Южная стена северной паперти стоит из семи композиций, идеально вписанных в отведенное пространство и отвечающих семи частям песнопения.

Воскресенский собор город Тутаев

Ярким примером дарования ярославского художника является окаймляющая окно фреска, состоящая из композиций, написанных по гравюрам Библии Пискатора с приложением латинских виршей в переводе Симеона Полоцкого. Художник объединил три сцены в одну.

Интерьер западной паперти. Страшный Суд фрагмент фрески. Западная стена храмовой части собор с завидным мастерством расположив ее вокруг окна. Вверху над окном и по сторонам его он поместил сцену «Церковь, молящаяся Христу» и приемлющая от него «велию благодать» выделив ее центр - Церковь пред Христом - и опустив боковые звенья композиции по сторонам окна.

Воскресенский собор город Тутаев

Здесь же следуют и остальные две сцены из цикла «Христос и Церковь» (по «Песни Песней», гл. 3 «Соломон и Суламифь») и «Христос, сошедший призвать Церковь» (по «Песни Песней», гл. 4 «Появление возлюбленного»), Невозможно ошибиться, назвав первую сцену лучшей фреской собора. В ней, выполненной, по всей видимости, ярославским мастером Федором Игнатьевым, лаконичной по композиции, сдержанной по колориту, с четким противопоставлением монументальных фигур Христа и Церкви, весьма дробному и условному фону, проявились лучшие черты ярославской школы живописи последней четверти XVII века.

Воскресенский собор город Тутаев

Третья линия - церковная, историческая - преимущественно проходит по южной стене южной паперти и западной стене западной паперти, располагаясь в простенках между окнами. Здесь помещены два больших цикла из истории греческой и русской Церквей. Составители росписей стремились не только подчеркнуть идею преемственности русской Церкви от древней греческой, но и утвердить равнозначность обеих ветвей восточного христианства.

Воскресенский собор город Тутаев

Первый цикл - «Повесть о новгородском белом клобуке» - состоит из 17 композиций и расположен на южной паперти. В его первых 9 сценах рассказывается об обращении в христианство императора Константина, который награждает за исцеление от проказы епископа Сильвестра белым клобуком. В оставшихся речь идет об отправлении константинопольским патриархом Филофеем клобука на Русь и о принятии его там новгородским архиепископом Василием

Воскресенский собор город Тутаев

Входное западное крыльцо собора украшено фресками на тему Библии («Исход»): Бог сначала являет себя через пророка Моисея как конкретная историческая личность; затем изображения на южной паперти представляют Его выступающим через своего Мессию (Иисуса Христа) в роли не создателя Мира, но грозного Судьи, карающего грешников.

Воскресенский собор хранит в своих стенах не только первоклассные росписи последней четверти XVII века, но и большое количество пока еще не реставрированных, а потому и не изученных икон, среди которых могут оказаться подлинные шедевры. Об одной такой иконе следует сказать особо еще до реставрационного вмешательства - ее «история», судя по всему, обещает крупное открытие для русского искусства. Это знаменитый «Спас Оплечный» (Борисоглебский) XV века, по выражению известного ярославского краеведа К.Д. Головщикова конца XIX - начала XX века, «...глубоко чтимый населением Ярославской губернии, не исключая и раскольников».

Все, кто писал об этой иконе, обязательно отмечали ее значительные размеры - 2,96 х 1,96 м, указывали на древность (в основном на XV век) и происхождение из несохранившегося молокского монастыря, стоявшего некогда на месте собора. Церковная традиция приписывает работу кисти иконописца и основателя иноческих пустынножительств на Кубенском озере и реке Глушице св. Дионисию Глушицкому (1367-1430). По другой версии, ее автором является великий художник Древней Руси - Дионисий Ферапонтовский (ок. 1440-1520), работы которого в прошлом неоднократно приписывались Дионисию Глушицкому.

Воскресенский собор город Тутаев

Богат собор и памятниками древнерусской деревянной резьбы. В первую очередь это касается врезанного в икону креста с Распятием, помещенного в специальный большой киот у западной грани северо-западного столба собора. Сама же икона, которую можно осторожно отнести к XVII веку, некогда являлась храмовым образом, т.е в центре ее было «Воскресение Христово», а вокруг в 36 клеймах - Страсти Господни. В XVIII столетии образ перенесли из местного яруса иконостаса к западному столбу, а в центре его врезали деревянное Распятие. Тогда же в среднике, по сторонам креста были написаны изображения предстоящих. Большой интерес вызывает фигура распятого Христа, напоминающая работы XIV века.

Выдающимися произведениями народной резьбы по праву считаются львиные подножия ктиторских мест. Возможно, мастеру были известны подобные образы и в других городах, в частности, в церкви Ильи Пророка в Ярославле.

Воскресенский собор город Тутаев