SEVENCO.RU
Крестовоздвиженский собор.
Начало строительства Крестовоздвиженского собора предположительно относится ко 2-й пол. XVI века - ко времени, когда Иван IV Грозный принял решение отдать город в наместничество ногайским татарам-мурзам. Вслед за этим решением из Москвы от царя, по-видимому, последовал указ - строить в Романове, в кремле, на месте ветхой деревянной каменную церковь, дабы сооружением ее повысить роль местного духовенства в деле христианизации переселенных татар. Строительство ее велось на средства, которые поступали из царской казны, и скорее всего, силами москвичей. К концу XVI века собор был построен и расписан.
Постепенно он «оброс» пристройками, во многом исказившими его первоначальный облик. Для того чтобы по достоинству оценить изначальное сооружение, надо мысленно восстановить его позакомарное покрытие, односкатную крышу апсид заменить волнистой, посводчатой; убрать из поля зрения более поздние приделы и шатровую колокольню, а также снять вокруг собора грунт на глубину около 50 см. Очищенный от «скорлупы» поздних пристроек, он неожиданно окажется зданием компактным по объему, лаконичным по декору и на редкость похожим на соборные храмы грозненского времени.
Три массивные широкие апсиды, некогда перекрытые посводчатой кровлей, переходили в плоскости стенных прясел, лишенных убранства. Прясла оканчивались мощными дугами полуциркульных закомар. Фронтоны их были украшены кривыми тягами дробного профиля и рядом «зубчика». Световые цилиндрические барабаны, увенчанные шлемовидным покрытием, завершали всю эту конструкцию - ясную по формам и скупую по декору.
После Смутного времени в Романове первым делом было решено восстановить именно этот собор. Так на нем появилась новая кровля, были поправлены своды, к концу 1640-х годов пристроили паперть с западной стороны, а у южного фасада поставили придел в имя Смоленской иконы Божией Матери.
В начале 1650-х годов паперть собора была расписана. Вероятно, работы возглавлял крупный мастер стенного писания той поры костромич Василий Ильин (Запокровский). Под его руководством трудились и начинающие, впоследствии знаменитые художники - Гурий Никитин и Сергей Васильев.
Принято считать, что Василием Ильиным как главой артели выполнялись росписи на библейские сюжеты, в частности, к ним относится «Сотворение мира». С первого взгляда, даже при значительных утратах авторской живописи, эта сцена покоряет воображение высоким артистизмом, свойственным одаренным художественным натурам.
Авторство Гурия Никитина угадывается в расположенной над порталом монументальной композиции «Спас Нерукотворный». В этой ранней работе мастера решительно заявило о себе его яркое дарование - стремление к живописной обобщенности формы и выразительности образа. Величественный образ Спаса с кротким взглядом, источающим по- человечески светлую печаль, возможно, был навеян образом Борисоглебского Спаса XV века из Воскресенского собора.
Третий мастер, Сергей Васильев, участвовал, в написании «Страшного Суда» - большой фрески, обычно размещаемой внутри храма над входом В ней художники прошлого стремились с наибольшей выразительностью представить сцены грядущей, по их исполнению, кончины мира, ожиданием чего было пронизано мировоззрение людей перед наступлением 1666 года
В этой фреске всё наполнено грозными и сумрачными видениями - не внявшие мудрым словам пророка Моисея толпы грешников, среди которых в первых рядах изображены голландцы, низвергаются в ад, где разворачиваются устрашающие картины мучений. Следует отметить также редко встречающуюся в стенописях XVII века апокалипсическую композицию «Битва архангела Михаила с сатаной». Могучая, исполненная экспрессии фигура архангела указывает на почерк Гурия Никитина, вероятно, работавшего и над этой частью росписи.
В 1652 году мастера были отозваны в Москву.
На царскую ругу размером в 100 рублей и на собранные с населения «соборные деньги» у северо-западного угла была поставлена колокольня. В ее облике немало общих черт с московскими колокольнями середины - 2-й пол. XVII века.
В конце апсиды, где ранее помещался сюжет «Великий Вход» на тему Божественной Литургии, представлена композиция «О тебе радуется...», связанная с почитанием Богородичного культа, также распространенного в новгородском искусстве.
На столпах храма, что становится особенно частым явлением в русских стенописях со 2-й пол XVII века, представлены изображения святых греческой и русской Церкви. Среди них: св. блгв. княгиня Ольга, св. угличский князь Роман, св. царевич Димитрий, прп. Димитрий Прилуцкий и многие другие.
В нижнем поясе западных столпов расположены фрагментарно сохранившиеся изображения наиболее чтимых в городе икон. В числе их - «Богоматерь Смоленская», в честь которой был построен южный представителей или исполнителей росписи было призвано подчеркнуть идею троичности Божества в ее «более философском» новгородском варианте.
К концу 1650-х годов собор уже представлял собой храм с южным приделом и шатровой колокольней, планом и формами заметно напоминающий ярославские церкви той же поры. Когда в 1670-х к северному фасаду собора пристроили второй придел во имя Введения Богородицы, завершив его таким же шатром, но украсив иным декором, то главный романовский соборный храм, фланкированный приделами, и вовсе внешне стал напоминать распространенный тип ярославского посадского храма 2-й пол. XVII века.
К последней четверти XVII века строительные работы в соборе были завершены. Оставалось лишь устранить бросающееся в глаза несоответствие свежей, недавно законченной росписи соборной паперти и старой, местами утраченной стенописи храмовой части. С этой целью в 1676 году стены собора были вновь украшены фресками.
В артель, которую возглавлял Гурий Никитин, входили не только костромичи, но и ярославцы. В ее составе, согласно предположению некоторых исследователей, находился известный ярославский художник середины XVII века Севастьян Дмитриев.
Достаточно беглого взгляда на фрески, чтобы сразу же сделать вывод об особенностях системы соборной росписи. Здесь, например, наряду с традиционными сюжетами есть и такие, чье место определялось их значением в условиях новой исторической обстановки. Если в куполе центрального барабана согласно традиции располагался Пантократор, «с высоты небесной озирающий Вселенную», то на восточном простенке, где обычно размещалась храмовая сцена или часть развернутого Богородичного цикла, теперь была «Троица Новозаветная». Ее включение в систему стенописи, явно противоречащее постановлениям Церковных Соборов 1666-1667 годов, по мысли содел, и «Богоматерь Казанская», образ которой был особенно почитаем у «ревнителей древнего благочестия».
Наиболее существенные в сюжетном отношении фрески располагаются на противоположном стенах - южной и северной. На южной - большой цикл Страстей Господних, стилистически родственный ростовским стенописям в Воскресенском соборе на Борисоглебской стороне, где годом раньше работала эта же артель.
Стены изображенного дворца, римского наместника Понтия Пилата по роскоши убранства и характеру орнамента напоминают утраченные росписи Золотой палаты Московского Кремля, выполненные под руководством Симона Ушакова в 1675 году и известные по описанию голландского путешественника Конрада ван Кленка. Лодка из сцены «Прибытие Христа с апостолами на проповедь» по типу близка речным судам, которые издревле строились мастерами города Романова и назывались «романовками». Таких реалий в росписи немало.
На западной стороне южной стены сцена Страсти Господни оканчивается композицией «Корень Иесеев», написанной по мотивам Евангелия от Матфея.
Принимая во внимание, что фрески расположены на южной стене, практически не освещаемой лучами солнца, в целях создания колористического единства художники намеренно усилили звучание цветовой оркестровки на этой стене. Ритмично чередующиеся снежно-белые, золотисто-желтые, пурпурно-красные, оливково-зеленые, наконец, звонкий и чистый голубец - все цвета способствуют глубокому и радостному восприятию этого далекого и красочного мира. Любовь к деталям, сохранившаяся еще от «строгановских» икон, точность и изящество в изображении персонажей, пристрастие к декоративности и красочному созвучию - характерные черты ярославской живописи той поры можно увидеть и в этих росписях.
Вторую группу составляют композиции, расположенные на плоскости северной стены и раскрывающие содержание церковного предания из истории Креста Господня.
Этот цикл, к сожалению, дошел до нас в плохой сохранности. Но, невзирая на отдельные утраты авторской живописи, роспись производит большое впечатление. Особенно захватывает динамизм событий, развернутых в среде двухмерного пространства. Цветовая гамма этой росписи, может быть, не столь богата - в основном использованы коричнево-красные и серовато-синие цвета, но ее сдержанный характер в полной мере отвечает замыслу. Некоторые настойчиво повторяющиеся в композициях черты стиля - сложность ракурсов отдельных фигур, рисунок одежд и явное стремление к выразительности образа, указывают на почерк Гурия Никитина.
Вероятно, под его началом была написана большая фреска «Союзом любве связуеми апостоли...», расположенная к западу от цикла росписей на тему Креста Господня. В ней изображен Христос, окруженный апостолами на фоне стилизованного растительного орнамента.
Жена, облаченная в Солнце. Сцена из Апокалипсиса. Самая выразительная в художественном отношении часть росписи - на западной стене. Здесь представлен «Апокалипсис» - грандиозная панорама крушения мира, данная, однако, в сокращенной редакции. Эта тема со 2-й пол. XVII века становится главной в старообрядческой литературе. Исполненное глубокого драматизма содержание соответствовало мироощущению большинства людей в периоды бедствий. Особенно усилились эсхатологические настроения после раскола Русской Церкви, вызванного реформами патриарха Никона в 1653-1666 годы.
Колорит росписи, состоящий из серо-синих, серо-зеленых, охристых, розоватых, палевых, оранжевых цветов, напоминает палитру ярославских художников.
Фресковые росписи 1676 года были последним творческим штрихом в создании такого прекрасного архитектурно-художественного комплекса, каким является Крестовоздвиженский собор.