SEVENCO.RU
Гражданские здания Борисоглебской стороны
На правом берегу, рядом с Воскресенским собором, стоит, отступив не-сколько метров от «красной» линии в глубину палисадника, приземистый каменный дом (ул. Ярославская, 58). Его фасады и мезонин несут следы перестроек XIX века, но сам он был построен в 1631 году и является одним из самых старых образцов жилых построек на Ярославской земле. По преданию, в нем жили строители Воскресенского собора, а затем, в начале XIX века, располагался городовой магистрат. Сейчас мало что напоминает о его древности: растесаны окна, перестроена деревянная светелка, и все же в его грузноватой приземленное ощущается дыхание древности.
Здесь же, на Ярославской улице, ближе к Благовещенской церкви, на углу у спуска к Волге стоит несколько домов (ул. Кирова, 7, 49/19) начала XIX века из «образцовой» серии 1809-1811 годов, разработанной петербургскими архитекторами для провинциальных городов. Это наиболее распространенный тип дома эпохи классицизма. Главной его особенностью являются утопленные в полуциркульные ниши три центральных окна второго этажа и небольшие фронтоны со слуховыми окнами.
Есть здесь и более представительный дом (ул. Кирова, 28), который прежде использовался в качестве Присутственных мест. Это типичное здание с мезонином и портиком из четырех пилястр, на которые опирается фронтон. Убранство суховато, сдержанно, но образное его решение характерно для эпохи классицизма.
В начале XIX века, во время недолгого существования Борисоглебска в качестве уездного города, была пред-принята попытка оформить его новый административный и торговый центр, застроив по периметру одну из площадей, от которой начинался спуск к Волге. Здесь создали комплекс магазинов, пожарное депо, но полностью оформить фронт застройки площади из монументальных зданий так и не удалось.
В начале XX века артелью известных мастеров города был построен дом по ул. Луначарского (№ 46/14), с двумя высокими светёлками и миниатюрным балконом Его выразительный силуэт обогащает застройку улиц, примыкающих к Воскресенскому собору.
Элементы модерна - срезанные щипцы крыш с характерными «огнивами» и «полотенцами», кольчато-линейный орнамент наличников использованы во многих традиционных рубленых в «три окна» пятистенках, вышедших из рук местных плотников в начале XX века.
На Борисоглебской стороне интересен ансамбль зданий вокруг Торговой площади, включающий бывшие гостиницы Ильичёва и Пальникова (ул. Шитова, 22, 28).
В северной части Борисоглебска можно увидеть редкий для провинции образец архитектуры конструктивизма 1930-х годов - Дом культуры фабрики «Тульма».