SEVENCO.RU
Церковь Владимирской Божьей Матери.
Так, сразу же за поворотом встречает нас здание Института усовершенствования врачей, бывшего республиканского трахоматозного диспансера, построенного в 1937 г. Это здание является историческим памятником, связанным с достижениями медицины первой половины XX века. В тот период в республике довольно распространенной была трахома - болезнь глазного яблока. Для лечения этой болезни в 1931 г. было принято решение о строительстве больницы. Уроженец Чувашии архитектор И.С. Авакумов спроектировал здание Н-образной формы. В композиции центральный вытянутый корпус соединен двумя боковыми. Корпус, где размещен главный вход, трехэтажный, остальные части двухэтажные. Над главным входом возвышается козырек-балкон, опирающийся на квадратные в сечении балконы. Торцевые фасады боковых корпусов украшены ступенчатыми аттиками. В декабре 1937 г. больница начала работать, а в 1938 г. сюда из г. Канаш был переведен трахоматозный институт. Отметим, что в 1950-е гг. трахома в Чувашии была ликвидирована. Важно, что облик здания сохранился и в настоящее время это единственный памятник конструктивизма, сохранившийся в городе без изменений.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери украшают шатровые синие купола с позолоченными крестами. Вход и окна декорированы резьбой, а фасад по всему периметру - двухъярусными фронтонами. Рядом расположена деревянная колокольня. Небольшой храмовый комплекс просматривается как с ул. К. Иванова, так и с ул. М. Сеспеля, а дерево - материал из которого выполнены церковь и колокольня, напоминают о прошлом. Ведь дерево было самым распространенным строительным материалом большинства российских городов. Службы в церкви проводятся лишь в летний период.
По улице М. Сеспеля, на северном склоне Чебоксарского залива находится ряд ценных памятников гражданской архитектуры XVIII в. Наиболее ранние дома относятся к середине XVIII в. - Соляная контора (или дом на подклети), дом Козьмы Кадомцева - здания являются памятниками архитектуры федерального значения.
Довольно выразительно со стороны Красной площади в панораме Западного косогора смотрится здание с мезонином Козьмы Кадомцева, который в народе запомнился как дом Зеленщикова (последнего хозяина дома). Первоначально дом располагался на Большой Московской улице (ныне ул. Калинина). Он был построен в первой половине XVII в. в результате соединения двух стилей: древнерусской архитектуры и раннего барокко. Это прямоугольное двухэтажное каменное здание с мансардой отличалось восьмигранными окнами над каждым дверным проемом. Стены были увенчаны развитым карнизом, а окна жилого этажа украшены наличниками с пятичастным гребешковым завершением. Он считал его лучшим образцом жилого дома. Характерной деталью являлись восьмигранные окна над каждым дверным проемом (как в соборе Петра и Павла в Казани), обрамление проемов было сделано замковыми камнями и подоконными полукружиями. Такой декор стал появляться только в тридцатых годах XVIII в. в оформлении зданий Петербурга. К сожалению, эти детали отсутствуют на восстановленном доме Кадомцева, также как и историческая планировка здания. Оказавшись в зоне затопления, дом был полностью разобран в 1979 г., и лишь в 1998 г. восстановлен на ул. М. Сеспеля.
На северном склоне залива возвышается восстановленное здание Соляной конторы. Здание может служить примером уровня архитектурного строительства, сложившегося в XVIII в., позволявшего создавать дома на склонах, используя живописные естественные ландшафты. Этот прием, кроме волжских городов, не часто встречается в старых городах России.
Дом хорошо виден с Красной площади и дамбы. Это одноэтажный дом длиной 18,4 м и шириной 9,3 м. Восточный фасад здания богато декорирован гребешковыми наличниками, а его верх увенчан карнизом из трех рядов поребрика и городков. Подклет разделен на три помещения, перекрытых коробовыми сводами с входом с восточной стороны. Благодаря положению на склоне с западной стороны прямо с уровня земли можно попасть на первый этаж. В прошлом здание находилось на склоне холма, спускавшегося от Свято-Троицкого монастыря к Волге. Дом отличался богатством декора из тесаного кирпича. В связи с затоплением места расположения дома, его перенесли на западный косогор. Дом сменил нескольких владельцев, среди которых были купцы И.А. Игумнов, В.К. Клюев и др. Столь ценный в архитектурном плане дом, по видимому, должен иметь и ценное внутреннее содержание. Было бы интересно восстановить «соляное прошлое дома», создав единственный в России музей соли. Ведь продажа соли в XVIII-XIX вв. была одной из важнейших статей государственного дохода.
На углу улиц К. Иванова и П. Бондарева находится здание аптеки. Дом был построен в 1871 г. и первоначально принадлежал коллежскому асессору М.С. Кушникову. Позднее в 1878-1880 гг. были построены помещения первого этажа со стороны ул. К. Иванова. Аптека считалась крупнейшей из 12 уездных аптек Казанской губернии. Это каменное здание несколько раз не достраивалось. Первый этаж сохранил планировку XIX в. Существующие строения объединили в одно, и над ним надстроили этаж. Угловая часть акцентирована возведением третьего этажа, увенчанным куполом сложной формы с люкарнами (до перестройки здания этот элемент находился над первым этажом). Фасады фланкированы ризалитами. Вход в аптеку устроен в ризалите, выделенном по высоте и акцентированном трехчастным аттиком. Расположенные в ризалите на втором этаже три окна выглядят как одно трехчастное, средняя часть которого (дверь на балкон) подчеркнута лучковым сандриком. Памятник является образцом общественного здания с эклектическими формами и декором, примером создания единого объема из разных ранее существовавших строений. Это второе здание самобытного чувашского архитектора В.Н. Александрова, с которым познакомился читатель этой книги.
Спустившись по тихой аллее к набережной Чебоксарского залива, можно зайти в Музей М. Сеспеля. Он был открыт в 2003 г. и размещается на первом этаже дома, принадлежавшего Чебоксарскому мещанину С.В. Черкасову, построевшему его в 1903 г. После революции дом был передан Ревкому Чувашской автономной области и весной 1921 г. здесь жил и работал М. Сеспель (Михаил Кузьмич Кузьмин) в переводческо-издательской комиссии.
Дом двухэтажный, на подвалах, с мезонином и четырехскатной крышей. С 1924 г. здание стало называться Дворцом труда. Здесь располагались первые 13 профессиональных союзов Чувашии. Исторический облик здания был воссоздан по историческим документам.
Музей по своему уникален, так как отражает духовный мир поэта М. Сеспеля, фотографии и документы позволяют понять особенности формирования его личности. Здесь выставлены фотографии Чебоксарского периода его жизни. Центральная фотопанорама рассказывает об истории музейного строительства и краеведческого движения в Чувашии, на которой запечатлены первые руководители Чувашской автономной области.
Здание музея смотрит в водную гладь Чебоксарского залива, спрятавшего вековую историю города. Место историческое, поэтому перенесемся еще раз в средние века и представим образ Чебоксар. Городок имел небольшие размеры: 2-3 км вдоль и поперек, располагаясь в междуречье Чебоксарки и Кайбулки, в пределах акватории Чебоксарского залива. Низина весной часто подтапливалась. От нее амфитеатром поднимались водоразделы оврагов и долин рек Чебоксарки и Кайбулки, которые в народе прозвали горами: Архангельская, Соборная, Ярилина, Слюзова, Благовещенская. Вдоль них строились жилые дома, размещались хозяйственные объекты.
Чебоксарцы не забыли своего прошлого, постепенно увековечивая самые ценные и дорогие страницы своей истории в новых памятниках.