SEVENCO.RU
Свято-Троицкий мужской монастырь
Свято-Троицкий мужской монастырь был основан в 1566 г. к востоку от кремля. Его открыли в миссионерских целях, для распространения православия среди народов Поволжья. К монастырю можно пройти пешком по ул. К. Иванова (бывшей Соборной) или по «Дороге к храму». Первоначальная композиция монастыря во многом сохранилась до наших дней. Он компактно разместился на стрелке Западного косогора, занимая 0,75 га. Место под строительство было выбрано на нижней приволжской террасе у слияния рек Волги и Чебоксарки. В результате монастырь стал своеобразным форпостом Чебоксарской крепости. Мимо его стен проходили торговый путь и основная дорога на Москву. В XVIII в. деревянные монастырские строения заменили каменными.
Старейший каменный храм обители - Толгская церковь, возведенная в 1713 г. Трапезная церкви, ставшая со временем Никольским приделом, служила местом захоронения настоятелей монастыря. Троицкий собор обители является памятником истории и культуры федерального значения, образцом архитектурного комплекса эпохи барокко. Троицкий собор и Толгская церковь - кубические одноглавые храмы. Оригинальной является однопрестольная надвратная церковь Феодора Стратилата. Церковь ярусная, построена по типу восьмерик на четверике, завершается восьмигранным шатром и небольшой главкой.
Основной доминантой комплекса является надвратная шатровая колокольня, построенная в 1859 г. по проекту известного архитектора Ф.И. Петонди. Колокольня в 1928 г. была снесена, а в 1995 г. - восстановлена. На колокольне установили колокол весом 52 пуда, отлитый еще в 1828 г. чебоксарским мастером П. Мельниковым. В 1993 г. Свято-Троицкий мужской монастырь возобновил свою деятельность, в обитель была возвращена его святыня - резной образ Святителя Николая Можайского, памятник церковного искусства XVI в.
Даже некрещеные чуваши и марийцы из многих окрестных мест приходили судиться к Николаю Угоднику - считалось, что перед этой иконой невозможно сказать неправду и при этом не упасть замертво. В XVIII в. - начале XX в. икона находилась в отдельной часовне возле врат Троицкого монастыря, ныне она находится в Толгской церкви этой обители. Вторая главная святыня, находящаяся в той же церкви - древний чудотворный список Иверской иконы Божией Матери.
Свято-Троицкий мужской монастырь являлся важным духовным, хозяйственным и культурным центром чувашской земли. При нем действовала мужская церковноприходская школа. В 1924 г. монастырь был закрыт. Он разделил трагедию Русской православной церкви - изъятие церковных ценностей и уничтожение колоколов, использование не по назначению монастырских строений, их разрушение, и многое другое. С 1946 г. здания монастыря становятся памятником архитектуры и охраняются государством.
Монастырь с юга опоясывает каменная стена, которая сооружалась одновременно с церковью Феодора Стратилата. Украшением монастырской стены является пояс из нескольких рядов поребрика, такой же пояс можно увидеть и на угловой башне церкви Феодора Стратилата. Стена завершалась четырьмя башнями по углам, ныне сохранилась только одна - юго-западная. Эта башня была отреставрирована в 1985-1988 гг. В монастырский комплекс также входят часовня в честь Николая Чудотворца и здание братских келий. Одним из немногих сооружений, сохранивших свой первоначальный декор, являются настоятельские покои (на верхней фотографии). Это дом примыкающий справа к Дому крестьянина. Интересным элементом является восьмигранное окно второго света над входом в здание, узнаваемое в русском барокко.
В северо-восточном углу монастыря находится духовное училище. Интересна судьба этого здания. Весной 1927 г. власти республики задумались о возведении Дома крестьянина. Такие дома имеются в исторической части многих российских городов. Советская власть, провозгласив власть рабочих и крестьян, выделяла средства на строительство знаковых сооружений, в том числе Домов крестьянина, выполнявших функции гостиниц для приезжавших в города сельских жителей. Создавал этот дом местный самородок, выпускник архитектурного отделения Казанской художественной школы В.Н. Александров. Он был не только автором проекта, но еще прорабом и снабженцем стройки.
По сути это было первое здание, построенное в Чебоксарах для общественных целей. Дом крестьянина был архитектурной доминантой 1930-х гг., украшая городской пейзаж. Он просматривался с Волги и возбуждал любопытство у тех, кто высаживался на берег с пароходов. В дальнейшем в нем размещались гостиница «Турист» и туристско-экскурсионные организации. В 1995 г. это строение было передано Чебоксарско-Чувашской епархии под духовное училище.
В настоящее время площадь на набережной Волги у сквера К. Иванова наполняется горожанами лишь в праздничные дни. А в XX в., до создания Чебоксарского водохранилища на Волге, это было любимое место чебоксарцев. У фонтана назначали встречи, продолжая прогулку вдоль набережной Волги до Ротонды и в городской парк им. Н.К. Крупской, на базарную площадь. В середине XX в. сквер К. Иванова был одним из центров общественно-культурной жизни города.
У стен Троицкого монастыря в 2015 г. был поставлен памятник архиепископу казанскому и свияжскому Гурию. Архиепископ словно вглядывается в прошлое, наблюдая за неспокойной жизнью Чебоксарского кремля, начинавшегося за современным сквером К. Иванова. Волга была главной и единственной дорогой, позволявшей Московскому государству беспрепятственно выйти к Уралу и Каспию. Поэтому так важно было иметь крепкие города на Волге. Согласно преданиям, территорию будущего Чебоксарского кремля и Введенского собора освятил Гурий.
Город повидал многих знаменитых людей и первых лиц государства, путешествовавших по Волге. Так, первым из царских особ, посетившим Чебоксары, стал Петр I. В 1722 г. он направлялся в персидский поход.
Считается, что его флотилия остановилась у Чебоксар, а он сам вышел в город, посетил дом одного из городских купцов и осмотрел городские окрестности. Позднее Чебоксары посетила Екатерина II.
В 1798 г. Чебоксары посетил Павел I. В город он прибыл не по Волге, а по Владимирской дороге. Для встречи царского поезда на Чебоксарской почтовой станции городские купцы поставили 60 лошадей с 20 ямщиками. Павел I направлялся в Казань с военной инспекцией царских полков, его сопровождали старшие сыновья Александр (будущий император) и Константин, а также большая свита. В Чебоксарах царский кортеж останавливался дважды по пути в Казань и обратно из Казани в столицу. К сожалению, дом, в котором ночевал Павел I, не сохранился.
В городе останавливался великий русский поэт А.С. Пушкин. Он посетил Чебоксары и некоторые селения Чебоксарского, Ядринского, Цвильского уездов с целью сбора информации о Емельяне Пугачеве. Позднее им были написаны аналитические работы о причинах и последствиях пугачевского восстания, к сожалению, они не так широко известны читателям, в том числе его работа «История Пугачева». Но всем знакома повесть «Капитанская дочка», которую он написал, опираясь на реальные истории и сведения, добытые им во время путешествия. Из Петербурга поэт выехал в августе 1833 г., а вернулся в октябре того же года. Путь поэта пролегал через Тверь, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Симбирск, Оренбург. В Чебоксары он прибыл в сентябре 1833 г. По-видимому, поэт находился в городе один день, побывал в здании казначейства и архива, которые находились на Соборной улице (ныне К. Иванова), посетил Введенский собор, а вечером, скорее всего, побывал на званом ужине.
На выбор маршрута путешествия А.С. Пушкина по чувашским землям оказал влияние Н.Я. Бичурин. О глубоких познаниях и талантливых трудах Н.Я. Бичурина поэт с благодарностью написал в «Истории Пугачева». По мнению краеведа А.С. Никитина, вполне возможно, что два дня пребывания А.С. Пушкина на чувашской земле связаны с рассказами Н.Я. Бичурина о родных ему чувашских селах - Акулево и Бичурино, о Чебоксарском Свято-Троицком мужском монастыре, где служил священником его отец Яков Данилов под именем иеромонаха Иосафа.
Кинотеатр «Родина» был построен в 1933 г. Здание строилось по проекту архитектора В.В. Медведева и представляло собой 2-3-этажный объем, решенный в стиле конструктивизма, а сверху здание напоминало самолет. Зрительный зал вместе с балконом вмещал 700 человек. Здесь же находился трест «Чувашкино», руководимый режиссером и киносценаристом И. Максимовым-Кошкинским, а также три жилые квартиры для работников. Характерными приемами этого стиля являются ассиметричные элементы здания, лаконичность основных объемов, сплошное вертикальное остекление лестниц. В 1953 г. здание реконструировали по проекту Ф.С. Сергеева. При этом архитектурный облик существенно изменился, фасады были перестроены в стиле неоклассики. Следующая реконструкция была выполнена в 1985 г. по проекту А.А. Старцева. Со стороны Волги был надстроен второй этаж, задекорирован фасад карнизом и пилястрами. В настоящее время здание используется в индустрии гостеприимства.
На фрагменте гравюры М.Е. Бугреева поражает количество православных церквей и колоколен. Неслучайно украинский поэт Тарас Шевченко так отозвался о Чебоксарах: «Ничтожный, но картинный городок. Если не больше, так по крайне мере наполовину будет в нем домов и церквей и все старинной Московской архитектуры».