SEVENCO.RU
ПО БУЛЬВАРУ КУПЦОВ ЕФРЕМОВЫХ И УЛ. К. МАРКСА
От Красной площади начинается пешеходный бульвар купца Ефремова, в прошлом он назывался Благовещенской улицей. Здесь сохранились дома - образцы застройки улиц второй половины XIX в. Декор фасадов большинства строений имеет эклектичные формы. Свое название бульвар получил по фамилии влиятельных горожан второй половины XIX в. - Ефремовых. Основатель династии - Прокопий Ефремович Ефремов, чуваш по национальности и крестьянин по социальному происхождению прожил достойную жизнь, воспитав сыновей и оставив о себе добрую память как о благо-родном и великодушном купце - заступнике чувашей. Сыновья в свою очередь приумножили семейное состояние и многое сделали для благоустройства города. Появление телефонной станции, электрического освещения, церквей и часовен в городе также связано с именем этой семьи. Застройка города в то время велась по род семейному принципу. Ефремовы, как и другие состоятельные горожане, придерживались установленного порядка. Под застройку был выбран участок в районе Благовещенской церкви и одноименной улицы.
Эту небольшую пешеходную улицу в народе называют «Чебоксарским арбатом». Круглый год здесь работают сувенирные лавки, где можно приобрести продукцию местных мастеров.
В самом начале бульвара находится скульптурная композиция Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову, которая была отлита в натуральную величину из бронзы (автор В. Нагорнов). Композиция посвящена героям романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Вспомним цитату «...давайте бросим погоню за бриллиантами и увеличим население Чебоксар...», По сюжету романа, герои проплывали мимо Чебоксар и даже продали здесь на берегу васюковскую лодку за пять рублей, чтобы купить билет на теплоход «Урицкий».
Центральную часть бульвара украшает таганоит - камень солнца и любви. Этот камень состоит из минерала авантюрин, а свое название он получил по наименованию Таганайского месторождения, расположенного на Урале. Название горы Таганай означает «подставка луны». Существует поверье: если погладить камень, это принесет удачу.
Родовой двухэтажный с антресолями дом П.Е. Ефремова был построен в 1884 г. В XX в. в нем размещались уездный комитет РКП(б), Народный дом, горисполком, НКВД, ОГПУ, КГБ, Музей В.И. Ленина, а с 1981 г. - Чувашский национальный музей. Каменное квадратное здание построено в стиле эклектики с использованием богатого и разнообразного декора. Отделанные под руст стены расчленены карнизами и широкими поясами с нишами и филенками. Окна декорированы наличниками, а на втором этаже лепными элементами. В планировке помещения была использована анфиладная система организации пространства этажей. Особняк является архитектурным памятником республиканского значения.
В бывших складских помещениях Ефремовых, где хранили в основном соль, в советское время размещался Дворец пионеров. Фасад здания был реконструирован и на карнизах крыши были установлены фигуры пионеров. Оригинальное архитектурное решение придало зданию торжественность и дворцовый характер. Во второй половине XX в. фигуры пионеров снесли, здание готовили к реконструкции.
Формирование облика бульвара купца Ефремова продолжается. Сравнительно недавно здесь появился аналог фрагмента решетки Летнего сада, расположенного в Санкт-Петербурге. Она была создана по эскизам уроженца Чувашии П. Егорова, чей бюст установлен в сквере перед зданием Чувашского проектного института. Звенья решетки поражают легкостью, строгостью и гармоничностью.
Недалеко от отчего дома в 1910 г. старший сын П. Ефремова Николай построил особняк, сочетающий характерные для модерна объемно-пространственные решения и трактовку фасадов в традициях эклектики. Здание выходит главным фасадом на улицу композиторов Воробьевых, является памятником архитектуры федерального значения. Дом состоял из трех различных объемов. Сдвинутые относительно друг друга разно этажные объемы придают фасадам здания пластичную выразительность. Угловая часть выполнена полукруглой верандой. Вплоть до конца XX в. внутренний и наружный декор не изменялись, лишь в конце XX в. фасадная часть дома была несколько обновлена. В 1920-х гг. в нем размещался Ревком Чувашской автономной области, позднее - детский дом, а потом долгое время Дворец бракосочетания. Ныне в нем находится Чувашский национальный конгресс - национально-культурное объединение чувашей, проживающих не только в республике, но и за ее пределами.
Общественно-культурная зона Чебоксар вытянулась от бульвара купца Ефремова по ул. К. Маркса. Учреждения, выполняющие городские и республиканские функции управления, размещены в основном здесь. В начале этой улицы расположены здания разных времен постройки. Одним из старинных сооружений является дом, в котором был открыт Чувашский государственный педагогический институт - первое высшее учебное заведение. Здание было построено в 1915 г. военнопленными Австро-венгерской империи и предназначалось в качестве госпиталя для низших чинов царской армии. Каменное двухэтажное здание построено в традициях поздней эклектики с сочетанием элементов модерна. С 1978 г. в нем размещается Дом народного творчества, а с 2015 г. - Музей чувашской вышивки. В фондах чувашского национального музея накопилась богатая коллекция чувашских узоров, вышитых на полотнах и традиционной одежде различных этнографических групп чувашей. Это позволило организовать музей чувашской вышивки, который открыли в 2015 г. ко Дню республики.
В 1940-1950-е гг. создавалась основная часть городских строений в стиле неоклассицизма. Здания постройки этого периода отличаются монументальностью, использованием классических архитектурных форм (колонн, аттиков, фронтонов). Ярким воплощением этого стиля стали здания, расположенные на площади Республики. Площадь начала создаваться в 1938 г., первоначально называлась Советской, позже площадью Ленина. Первым зданием, появившимся здесь, была школа на 880 учащихся, позже к ее торцам пристроили крылья и в нем разместились государственные учреждения. Сегодня в этом здании работает городская администрация, а также некоторые республиканские министерства.
Здание сельскохозяйственной академии Чувашской Республики - сложное (зигзагообразное), здание академии построено в 1957 г. по проекту архитектора Е.Е. Калашниковой.
Главный фасад ориентирован на площадь. Углы поворота объема здания акцентированы башней и двухэтажным дорическим портиком. Четыре колонны первого этажа портика поддерживают аркатуру второго. Здесь устроен главный вход в здание. Центром объемной композиции является башнеобразный объем, увенчанный широким декоративным фризом. Наружные стены отделаны под русты и разделены по горизонтали междуэтажными карнизами. Стены завершаются развитым карнизом с кронштейнами и балюстрадой парапета. Представляет интерес, как пример использования форм классического зодчества в советской архитектуре середины XX в.
На южной стороне площади находится здание Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, которое было построено в 1956 г.
Основное здание, придающее площади законченный вид - Дом Советов, построенный в 1940 г. (памятник федерального значения, архитекторы М.М. Базилевич и И.С. Авакумов). Строение является удачным примером использования классических традиций в архитектуре административных зданий. Композиция основана на сочетании вытянутого центрального корпуса и двух боковых объемов. Центром композиции главного фасада является вычлененный в виде ризалита объем главного входа, подчеркнутый монументальным портиком из шести квадратных в плане колонн с коринфскими капителями. Здание увенчано аттиками. Позднее к нему со стороны современного Чебоксарского залива пристроили семиэтажный корпус из стекла и бетона.
Продолжая движение по ул. К. Маркса можно увидеть обновленные фасады корпусов, принадлежащих силовым министерствам, а также сквер, посвященный памяти павших в современных военных конфликтах.
Жилая застройка центральной части города выполнена в разнообразных архитектурных стилях. Современные городские архитекторы стремятся сохранить невысокую «горизонталь» старой части города, встраивая малоэтажные дома с фасадным декором и черепичной крышей.
Образцом сталинского ампира в Чебоксарах можно считать главное здание Министерства внутренних дел. В архитектуре здания прослеживаются элементы барокко, позднего классицизма и ардеко, символизирующие одновременно помпезность, роскошь и монументальность. Здание возводилось в 1950-е гг. и было признано лучшим произведением зодчества в Чебоксарах в те годы. Эта улица стала главной осью формирования городского центра, призванного выполнять административные и торгово-развлекательные функции. Промышленные производства постепенно были вытеснены. Напоминанием о промышленном прошлом ул. К. Маркса стало название торгово-развлекательного центра - «Первая площадка», разместившегося на территории Электроаппаратного завода. Этот завод был эвакуирован в Чебоксары из Харькова в годы Великой Отечественной войны. Позднее производственные цеха разместились вдоль Привокзальной площади. Две промышленные площадки: первая и основная вплоть до 1990-х гг. выпускали разнообразную электротехническую продукцию. Современный ЧЭАЗ сохраняет лидерство в отечественном производстве устройств релейной защиты. Это поставщик низковольтных аппаратов для горнорудной, нефтедобывающей промышленности, для нужд электрифицированного транспорта. В 2000-х гг. завод освоил производство электрооборудования для ТЭС, которое поставляет и за рубеж (Иран, Индия).